ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.

Спасите «Медузу»!
https://support.meduza.io

Самый богатый человек Украины Ринат Ахметов объявил, что выходит из своего медиа-бизнеса и передает лицензии своих СМИ в пользу государства. Свое решение он объяснил вступлением в силу антиолигархического закона, принятого Верховной Радой еще до войны. Избавившись от контроля над медиа, Ахметов, согласно украинским законам, перестает быть олигархом и уходит от связанных с этим ограничений. Уход империи Ахметова с медиарынка можно рассматривать как начало заката эпохи олигархических СМИ в Украине — и вообще периода сверхмогущества олигархов в стране. Однако у Ахметова есть и другие причины отказаться от лицензий — о них «Медуза» попросила рассказать журналиста Константина Скоркина.

Как донецкий олигарх создал свою медиаимперию

Донецкий бизнесмен Ринат Ахметов начал строить свою медиаимперию еще в конце 1990-х, тогда его структуры выкупили три региональных канала, создав в 2001 году на их основе телеканал (ТРК) «Украина». Через пару лет канал вышел на общенациональный уровень. Олигарх не скрывал, что свое телевидение ему необходимо не столько как бизнес, сколько как инструмент политического влияния — прежде всего для лоббирования интересов «донецкого клана». Так, в 2004 ТРК «Украина» активно агитировала за кандидата в президенты Виктора Януковича.

Особенно ярко политическая направленность канала стала проявляться как раз во время «оранжевой революции», когда киевские телеканалы стали переходить на сторону протестующих на Майдане, и ТРК «Украина» превратилась в оплот режима (из общенациональных каналов изначально на стороне лидера оппозиции Виктора Ющенко был только 5-й канал, принадлежавший Петру Порошенко).

Еще одним влиятельным медиапроектом Ахметова была общенациональная ежедневная газета «Сегодня», начавшая выходить еще в 1997 году и являвшаяся одним из самых популярных русскоязычных изданий Украины. Ее главным редактором в течение 10 лет (2003-2013) был известный медиаменеджер Игорь Гужва, при нем газета заняла лидирующие позиции на рынке.

В лучшие годы газета выходила в полноцветной печати и с региональными выпусками — в том числе, например, с русскоязычным изданием для Западной Украины. Один номер газеты, по собственным данным, читали больше 7% жителей Украины в возрасте 12-65 лет. С конца сентября 2019 газета прекратила выход на бумаге и полностью ушла в онлайн. Сегодня Гужва находится в эмиграции, а в апреле его внесли в первую сотню списка «нацпредателей» Украины.

В 2008 Ахметов создал свой холдинг «Медиа Группа Украина» (он на 100% принадлежит корпорации SCM, с помощью которой олигарх управляет своими активами) со штаб-квартирой в Киеве, в который помимо ТРК «Украина» и газеты «Сегодня» вошли спортивный телеканал «Футбол», развлекательные каналы «Индиго» и «НЛО», региональные «Донбасс» (Донецк), «Сигма» (Донецк) и 34-й канал (Днепропетровск). В 2015 холдинг Ахметова начал издание украинской версии журнала Vogue. А в декабре 2019 запустил свой новостной канал «Украина 24». Всего к 2022 в медиагруппу входило 11 каналов.

Подобной консолидацией медиа-активов занимались и другие украинские олигархи — Виктор Пинчук контролировал медиа-холдинг «Старлайт медиа», Игорь Коломойский — «1+1», а Дмитрий Фирташ — группу «Интер». Обладание телеканалами несло с собой немало выгод — позволяло влиять на общественное мнение, подсвечивать лояльных политиков и топить конкурентов.

Медиа-холдинг Ахметова до 2014 поддерживал Виктора Януковича и Партию Регионов. Во время Евромайдана олигарх занял выжидательную позицию, так что единой позиции у его СМИ не было: сказывались конфликты с окружением Януковича. Канал «Украина» тогда старался сбалансированно освещать события, например, давал сюжеты об избиении протестующих «Беркутом», а газета «Сегодня» была настроена критично и к Евромайдану, и новым властям Украины. Главредом «Сегодня» в 2015 был писатель и публицист Олесь Бузина, позицию которого многие в Украине рассматривали как «пророссийскую» или «украинофобскую». В том же году Бузина был застрелен в Киеве, в его убийстве обвиняли украинских националистов.

Что мы писали об Ахметове в 2016 году

Хозяин Донбасса Бизнесмен Ринат Ахметов пережил войну и готовится вернуться в политику

В целом, каналы Ахметова стремились занять общенациональную нишу с акцентом на русскоязычную аудиторию юго-востока. В то же время после Майдана языковой баланс медленно менялся: если в 2014 90% эфирного времени канала «Украина» было отдано программам на русском языке, то к 2017 году доля русскоязычного контента сократилась до 74%. Канал активно продвигал политические проекты, которые поддерживал или спонсировал Ахметов (например, наследницу «Партии регионов» партию «Оппозиционный блок» и Радикальную партию Олега Ляшко). Одним из инструментов для этого было одно из ключевых политических ток-шоу страны «Свобода слова», которое выходило на каналах Ахметова в 2008-2011 годах и вернулось на канал «Украина» в 2019 году (после 24 февраля шоу не выходит).

Очередной масштабной задачей, которую поставил Ахметов перед своими медиа-структурами, было участие в конфликте между президентом Зеленским и Ахметовым в 2021 году. Недовольный стремлением нового президента к ограничению политического и экономического влияния олигархических групп, Ахметов превратил свой медиа-холдинг в точку сборки для всех недовольных курсом Зеленского, активно предоставляя слово всем оппозиционерам в политических ток-шоу.

Политологи прогнозировали, что на следующих парламентских и президентских выборах Зеленскому предстоит столкнуться с широкой оппозиционной коалицией с участием бывших соратников президента — экс-главы МВД Арсена Авакова, экс-спикера Рады Дмитрия Разумкова и других. А информационной поддержкой «антизеленского» фронта должен был заниматься холдинг Ахметова. Однако начавшееся в феврале 2022 российское вторжение полностью изменило политический и медийный ландшафт Украины.

О коалиции Ахметова и бывших соратников Зеленского

Сможет ли победить Владимира Зеленского коалиция бывших соратников и недовольных олигархов? И откуда взялись слухи о подготовке переворота? Отвечает Константин Скоркин (Carnegie.ru)

В Украине за короткий срок возникла информационная монополия государства

После начала российской агрессии украинские телеканалы перешли на военное положение. С 25 февраля украинскими медийщиками был на базе взаимодействия ключевых государственных и частных каналов запущен круглосуточный информационный марафон под хештегом #UAразом. Присоединился к марафону и медиахолдинг Ахметова.

А уже 20 марта Зеленский подписал указ о единой информационной политике во время войны, который в условиях военного положения объединял на платформе «Единые новости #UАразом» все общенациональные телеканалы — они круглосуточно транслируют марафон и исключили из сетки развлекательный контент. Фактически речь шла о создании информационной монополии, в рамках которой телеканалы Ахметова работали на государство, диктующее им свою информационную политику. Эта вполне объяснимая в условиях войны мера вряд ли пришлась по нраву собственникам телеканалов.

В итоге Ахметов, потеряв влияние на контент, публично объявил о решении избавиться от своих медиаактивов. «Я принял вынужденное решение о выходе моей инвестиционной компании SCM из медийного бизнеса. На этой неделе Медиа Группа Украина откажется в пользу государства от всех эфирных и спутниковых телевизионных лицензий наших каналов и от лицензий наших печатных медиа в Украине», — говорится в официальном заявлении Рината Ахметова.

Отказ Ахметова от лицензий на вещание равносилен закрытию телеканалов — согласно закону, их частоты должны быть разыграны на конкурсе. В то же время возвращая государству лицензии, медиа-группа олигарха сохраняет как бренды и авторские права на контент, так и материально-техническую базу каналов. На данный момент каналы, входящие в группу «Украина», транслируют марафон единых новостей, а сайт «Сегодня» перестал обновляться. 

Ахметов заявил, что отдает лицензии из-за антиолигархического закона. На деле у него множество причин сделать это

Офис президента устами Михаила Подоляка приветствовал шаг Ахметова, но в искренность намерений олигарха во власти не очень-то верят. Министр юстиции Денис Малюська отметил, что отказ от лицензий «имеет только юридический [смысл], чтобы создать себе запас для дальнейшего возможного обжалования в судах» и с помощью национальных либо международных судов вернуть лицензии, либо получить компенсацию, ссылаясь на то, что напавшая Россия или украинская власть поставила олигарха в такое положение, когда «ценный актив пришлось отдавать бесплатно». В то же время министр признал, что после выхода из медиа-бизнеса и сложения его партнером Вадимом Новинским депутатского мандата, Ахметов уходит из-под действия закона об олигархах — то есть он перестает быть олигархом в смысле этого закона.

Украинские медиа-эксперты предполагают, что выход Ахметова с рынка якобы из-за давления антиолигархического закона (так он объясняет это сам) — просто удобный предлог. На самом деле, медиа — это убыточная часть большого хозяйства олигарха (по данным украинского Forbes на 2021 год, «Медиа Группа Украина» принесла Ахметову 476 миллионов гривен прибыли при убытках почти в миллиард). А учитывая громадные убытки, которые несет SCM из-за войны, этот сектор кажется слишком затратным. В конце концов, в ходе российской агрессии были полностью разрушены принадлежавшие Ахметову металлургические заводы в Мариуполе («Азовсталь» и ММК имени Ильича), большой урон понесла и его энергетическая корпорация ДТЭК. Общая сумма убытков составляет до 20 миллиардов долларов. Кроме того, за время войны каналы Ахметова из-за сворачивания рынка потеряли до 98% доходов от рекламы.

ММК имени Ильича

Других вариантов, кроме как передать телеканалы государству, у олигарха практически и не осталось — ведь продать их по рыночной цене в условиях войны невозможно. Сложно сказать, останется ли олигарх в медиа-бизнесе — есть информация о новых проектах в Польше, где в ходе волны беженцев формируется мощная украинская диаспора — потенциальный потребитель украинского медиа-контента. Однако пока эти перспективы выглядят крайне туманно.

Еще одна возможная причина ухода Ахметова: в условиях сворачивания политической жизни во время войны содержание собственных медиа теряет смысл. Информационная политика полностью контролируется государством через общенациональные марафоны, а попытка выйти за пределы, очерченные Офисом президента, караются — как например произошло с каналами Петра Порошенко. Они пытались критиковать власть, в итоге их отключили от цифрового эфира.

Эпоха олигархического телевидения, похоже, уходит в прошлое, а медиарынок ждет серьезное переформатирование. Есть вероятность, что за Ахметовым сбрасывать медиа-активы начнут и другие олигархи. Однако у этого процесса есть и свои издержки: с одной стороны, олигархи манипулировали общественным мнением в своих интересах, с другой — наличие конкурирующих бизнес-групп долгое время служило гарантией от узурпации медиапространства и торжества единой точки зрения.

Ранее команда президента Зеленского страдала от нехватки медийных ресурсов, и уже накануне войны предпринимались усилия по формированию пропрезидентского пула медиа на базе госканалов «Дом» и «Рада». Российское вторжение решило эту проблему: президенту удалось, руководствуясь соображениями информационной безопасности страны, взять под контроль все ключевые телеканалы. Есть вероятность, что после войны он столкнется с соблазном сохранить такое положение вещей — в таком случае свободу слова в Украине ожидает серьезный вызов.

Статья Джо Байдена о Зеленском

«Он оставил свой след в истории и доказал миру, что Украина выстоит» Time включил Владимира Зеленского в список самых влиятельных людей 2022 года. Статью о нем написал Джо Байден. Публикуем ее перевод

Константин Скоркин

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *

You May Also Like

Вы удивитесь, но результаты интернет-голосования в Москве — это снова черный ящик, не подлежащий независимой проверке. На этот раз дело в бюллетенях с уникальной кодировкой

Вы удивитесь, но результаты интернет-голосования в Москве — это снова черный ящик, не подлежащий независимой проверке. На этот раз дело в бюллетенях с уникальной кодировкой

Former US Treasury secretary dismisses oil price cap idea

Former US Treasury secretary dismisses oil price cap idea

У побережья Латвии разбился частный самолет. Его сопровождали истребители четырех стран — но пилоты никого внутри не увидели

У побережья Латвии разбился частный самолет. Его сопровождали истребители четырех стран — но пилоты никого внутри не увидели

Дроны — символ последних войн, в том числе в Украине. И серьезная этическая проблема. Социолог Виктор Вахштайн о боевых конфликтах будущего, в которых люди перестанут что-то решать

Дроны — символ последних войн, в том числе в Украине. И серьезная этическая проблема. Социолог Виктор Вахштайн о боевых конфликтах будущего, в которых люди перестанут что-то решать